ЛЕКЦИЯ №1.

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ГИГИЕНЫ.

ПЛАН: 1.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ГИГИЕНЫ, КАК НАУКИ, ЗАДАЧИ И

                   МЕТОДЫ ГИГИЕНЫ.

  1.    ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГИГИЕНЫ.
  2. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.
  3. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

    Термин «гигиена» происходит от греческого слова «целебный, приносящий здоровье».

Основной задачей является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. При этом под окружающей средой следует понимать весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.

Другой важней задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности. Этому способствует ЗОЖ, рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

   Термин «санитария» является производным от латинского слова «санитас» - «здоровье» - является обозначением практической реализации гигиенических законов и мероприятий в жизни. Достижения гигиенической науки внедряются в практику путем проведения санитарных мероприятий и соблюдения личной гигиены. Для контроля за выполнением гигиенических нормативов и санитарных правил учрежден государственный санитарный надзор, осуществляемый СЭС (ЦГСЭН).

Государственный сан - эпидемиологический надзор осуществляется в двух основных формах.

  1. 1. Предупредительный санитарный надзор - проверка соблюдения гигиенических норм и санитарных правил в ходе проектирования и строительства различных объектов и прием объекта в эксплуатацию. В задачи ПСН входит также контроль за всеми вновь внедряемыми в производство промышленными изделиями качество которых может отразиться на здоровье населения.
  2. 2. Текущий санитарный надзор - проведение комплексных плановых и целенаправленных гигиенических, санитарных и микробиологических обследований за действующими предприятиями и организациями в части их соответствия санитарным нормам и правилам.

Текущий санитарный надзор включает:

-изучение санитарно - гигиенических условий труда и гигиеническую оценку производственной среды на объектах.

- систематическое изучение заболеваемости и травматизма различных категорий населения.

- гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов и почвы.

-санитарная охрана границ.

Задачи ЦГСЭН можно сгруппировать следующим образом:

- гигиенический надзор за окружающей средой;

-санитарный надзор за условиями труда;

-гигиенический контроль за радиационной обстановкой;

-гигиенический контроль за безопасностью и рациональностью питания населения;

-санитарный надзор за условиями развития и воспитания детей и подростков;

-организация и проведения противоэпидемических мероприятий.

 

 

Методы гигиенических исследований можно объединить в две группы.

 

  1. Методы, с помощью которых изучается гигиеническое состояние факторов внешней среды.
  2. Методы, позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов внешней среды.

К первой группе относится метод санитарного описания. Он позволяет охарактеризовать состояние объекта, указать предложения по устранению недостатков и сроки их исполнения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований. А

Метод лабораторных исследований включает:

    А) физический метод исследования, который позволяет оценить микроклимат помещения, шум, вибрацию запыленность и др.;

    Б) санитарно – химический метод используется для анализа воздушной среды, воды, продуктов питания.

    В) бактериологический метод используется при оценке бактериальной обсемененности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов.

Все исследования проводятся на основании ГОСТ, ТУ, СанПиН и других нормативно – методических документов.

     Г) токсикологический метод используется в экспериментах на животных, позволяет оценить действие химических веществ на организм и установить ПДК. ПДК – это такая концентрация вещества, которая при воздействии на человека в течение всей его жизни не вызовет отклонений в состоянии здоровья у него и его потомства;

    Д) экспресс – методы определения качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды, фальсификации продуктов.

 

Ко второй группе относятся:

    А) метод физиологических наблюдений, который применяется при исследовании функционального состояния органов и систем и разработке мероприятий по улучшению технологического процесса и др.;

    Б) метод клинических наблюдений, который применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации и дает возможность выявить в организме изменения, возникающие под воздействием факторов окружающей среды;

    В) экспериментальный метод изучения вариантного влияния различных факторов на организм;

    Г) санитарно – статистические методы дают возможность проанализировать и количественно оценить ряд явлений: рождаемость, смертность, заболеваемость, физическое развитие др.;

    Д) анкетно – опросный метод.

 

  1. Еще в глубокой древности человек на основании жизненного опыта проводил простейшие гигиенические мероприятия в целях сохранения своего здоровья. В те времена гигиена представляла собой систему практических правил, отражавшихся в бытовых навыках и религиозных предписаниях. Эти правила касались выбора и устройства источников водоснабжения, возможности употребления различных растительных и животных продуктов в пищу, соблюдения чистоты тела, режима питания, труда, отдыха и сна, предупреждения распространения инфекционных заболеваний, сжигания их вещей, захоронения их трупов и т. д.

Наибольшего развития гигиена достигла в Древней Греции. Гиппократ написал тракты «О здоровом образе жизни», «О воздухе, водах и местностях», где изложил наблюдения и рассуждения о влиянии ряда факторов окружающей среды на здоровье человека.

     Систематические научные исследования в области гигиены начались с организации кафедр гигиены на медицинских факультетах.

 А.П. Доброславин (1842 – 1889 гг.) создал и возглавил первую кафедру гигиены в России (1871 г.) при Петербургской военно – медицинской академии. Он создал первый русский учебник по гигиене и журнал «Здоровье», основал первую экспериментальную лабораторию.

     В 1882 г. была создана кафедра гигиены в Московском университете, возглавил ее Ф. Ф. Эрисман. Он провел исследования школьников и показал его зависимость от благоустроенности классов, провел работу по изучению санитарных условий труда и быта рабочих фабрик и заводов.

Широкой известностью пользуются труды Ф. Ф. Эрисмана по школьной, профессиональной гигиене и гигиене питания.

Большой вклад в развитие гигиены внесли земские врачи: З.Г. Френкель, А.Н. Сысин, А.Н. Марзеев.

В развитии советской гигиены большая роль принадлежит первым организаторам советского здравоохранения Н.А. Семашко, З.П. Соловьеву, Г.В. Хлопину. В тудах Г.В. Хлопина получил научное обоснование экспериментальный метод в гигиене. Развитию гигиенической науки и практики способствовало создание НИИ и кафедр гигиены.

 

  1. Факторы окружающей среды, непосредственно воздействующие на организм человека, имеют разную природу и специфику действия.

Этих факторов можно разделить на 4 группу.

К химическим факторам среды относят химический состав воздуха, воды, почвы, пищи. Многие химические элементы и соединения, входящие в состав воздуха, воды, пищи, необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Недостаточное или избыточное их содержание может служить причиной заболевания.

Н: недостаток йода в пище приводит к нарушению функции щитовидной железы, недостаток кислорода в воздухе вызывает кислородное голодание. При большей концентрации углекислого газа возможно появление признаков отравления и снижение работоспособности.

  Физическими факторами являются температура, влажность и движения воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация, шум, вибрация

и т.д. Воздействие этих факторов в норме способствует нормальной жизнедеятельности организма. Однако при определенной степени интенсивности могут оказать отрицательное влияние на организм. Так, высокая температура воздуха может вызвать, перегрев организма и тепловой удар, интенсивный шум – поражение органа слуха и глухоту.

   К биологическим факторам относят все живое, окружающее организм,- бактерии, вирусы, простейшие, гельминты, макро – и микроскопические грибы и др. Проникая в организм через дыхательные пути, ЖКТ или кожу, они могут быть причиной инфекционных, паразитарных, грибковых заболеваний.

    Поскольку человек живет в обществе других людей, то на него оказывают влияние и психогенные факторы – слово, речь, письмо, взаимоотношения в коллективе и т. д. Вызывая у человека различные эмоции (горе, страх, радость), то или иное психическое состояние, настроение, они опосредованно, через органы чувств и ЦНС, воздействуют на организм.

Однако человек не только подвергается воздействию факторов окружающей среды, но и сам способен влиять на них, правильно организуя режим труда и отдыха, питание.

    Все изложенное о влиянии окружающей среды на здоровье человека позволяет рассматривать гигиену как отрасль медицины, изучающую закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью научного обоснования гигиенических нормативов, требований, санитарных мероприятий, реализация которых обеспечит оздоровление населенных мест и оптимальные условия для жизнедеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция №2.

Тема: Гигиена атмосферного воздуха и почвы.

 

План:

  1. Гигиенические проблемы воздушной среды.
  2. Гигиеническое значение почвы.
  3. Система отходов и система очистки населенных пунктов.
  4. Источники загрязнения атмосферного воздуха. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье.
  5. Физические свойства воздуха и их гигиеническая характеристика.
  6. Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха.

 

 

1.Гигиенические проблемы воздушной среды.

Продолжает оставаться актуальной проблема углубленного анализа состояния здоровья различных групп населения, изучения зависимости его от факторов окружающей среды и разработки комплекса рекомендаций по усовершенствованию системы социальных и медицинских мероприятий, направленных на укрепление здоровья.

Антропогенные загрязнения окружающей среды через атмосферный воздух оказывают на организм человека отрицательное воздействие и вызывают спектр патологических сдвигов: снижение неспецифической резистентности , так называемые экологически зависимые состояния и заболевания; подострые и хронические состояния, проявляющиеся сугубо неспецифическими общеклиническими  изменениями; бессимптомные формы, проявляющиеся  изменениями    конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей человека;  бессимптомные формы с длительным латентным периодом.

Основным критерием оценки изучаемого и нормируемого фактора служит состояние здоровья наблюдаемых контингентов и его изменения при длительном воздействии на организм тех или иных условий.

Атмосферный воздух представляет собой физическую смесь кислорода (20,95 %), азота (78,08), инертного газа (0,94%), углекислого газа (0,03%). При гигиенической оценке воздуха учитываются: химический состав, физические константы    (температура, влажность, скорость движения воздуха, барометрическое  давление), механические примеси (содержание пыли и микроорганизмов). В покое потребность человека в кислороде составляет 12-17 л/час. Величина насыщения крови кислородом зависит не от процента содержания его в воздухе, а от парциального давления кислорода, т.е. той части общего атмосферного давления, которая приходится на долю кислорода.

Углекислый газ поступает в атмосферу в результате жизнедеятельности живых организмов, процессов горения, гниения и брожения и за счет сгорания топлива на промышленных предприятиях. Углекислый газ возбуждает дыхательный центр. При повышении концентрации углекислого газа 3-4 % в воздухе у человека наблюдается возбужденное состояние, шум в ушах, головная боль, замедление пульса.10%-ное содержание углекислого газа может привести к потере сознания и смерти. В жилых помещениях уровень содержания углекислого газа не должен превышать 0,1%.

  1. Почва - поверхностный слой коры земного шара, который играет большую роль в жизни человека и оказывает прямое или косвенное влияние на его здоровье. Она состоит из твердых частиц – зерен различной величины и формы и свободных промежутков между ними – пор, заполненных воздухом. Величина зерен и пор определяет важнейшие гигиенические свойства почвы: воздухопроницаемость, водопроницаемость, пористость, капиллярность, влагоемкость.

Важное гигиеническое значение имеют тепловые свойства почвы. Их необходимо учитывать при определении глубины заложения водопроводных и канализационных труб, фундаментов зданий.

В чистой, не загрязненной почве обитает не так много возбудителей инфекций. В основном это возбудители раневых инфекций (столбняк), ботулизма, сибирской язвы. Загрязненная почва может выполнять роль фактора передачи человеку таких инфекций, как дизентерия, брюшной тиф, вирусный гепатит, а также гельминтов.

Самоочищение почвы – сложный процесс, зависящий от структуры, химического состава, физических свойств, бактериальной микрофлоры и фауны почвы. Процесс самоочищение проходит два этапа – минерализации и нитрификации.

Попавшие в почву органические вещества в виде белков, углеводов, жиров и продуктов их обмена подвергаются распаду вплоть до образования неорганических веществ. Этот процесс называется минерализацией. Продукты азотистого обмена подвергаются биохимическому окислению при помощи аэробных бактерий. Этот процесс получил название нитрификация.

3.Под санитарной очисткой населенных мест подразумевают комплекс мероприятий по сбору, удалению, обезвреживанию и уничтожению твердых отходов, образующихся в населенных местах, в целях сохранения здоровья населения и общего благоустройства.

Отходы делят на 2 группы: жидкие и твердые. К жидким относят нечистоты из уборных, помои, сточные воды.   К твердым – мусор, уличный смет, отходы общепита, отходы промышленных торговых предприятий, отбросы и отходы животного происхождения, шлаки из котельных, строительный мусор. Различают 3 системы удаления отходов:

Сплавная (канализация);

1.Вывозная (в неканализованных населенных пунктах) Такой способ удаления твердых отходов получил название очистки, а жидких отходов – ассенизации;

2.Смешанная (в частично канализованных пунктах).     

Все отходы должны подвергаться обезвреживанию во избежание распространения инфекций.

Способы обезвреживания должны отвечать следующим требованиям:

1.Безопасность отходов в эпидемиологическом отношении.

2.Быстрота обезвреживания отходов.

3.Предотвращение развития личинок мух.

4.Быстрое превращение органических веществ в соединения, не загнивающие и не загрязняющие воздух.

5.Защита подземных и поверхностных вод от загрязнения.

По технологии методы обезвреживания делятся на:

1.Биотермические (усовершенствованные свалки, поля запахивания, поля ассенизации);

2.Термические (сжигание в специальных печах);

3.Химические (хлористоводородной или серной кислотой при высокой температуре с целью получения этилового спирта);

4.Механические (прессование в строительные блоки).

  1. 4. Загрязнение атмосферного воздуха – важная гигиеническая и экологическая проблема.

В составе воздушной среды постоянно обнаруживаются разнообразные химические органические и неорганические соединения, попадающие из различных источников. Все загрязнения атмосферного воздуха можно разделить на три вида: твердые (пыль), жидкие (пары), газообразные.

Твердые загрязнения (пыль) по происхождению можно разделить на несколько категорий:

а) почвенная пыль, которая поднимается в воздух с поверхности земли в результате перемещения воздушных масс. Этому особенно способствует движение транспортных   средств.

б) космическая пыль, когда на Землю из космоса оседают некоторые твердые частицы, не имеющие практического значения.

в) твердые выбросы в атмосферу из энергетических установок (промышленных предприятий и отопительных систем)

г) в отдельную категорию выделяют радиоактивную пыль, попадающую в воздух в результате аварийных ситуаций на предприятиях, использующих радионуклиды.

Тепловые электростанции, теплоэлектроцентры, котельные установки выделяют в атмосферный воздух дым, окись углерода, сернистый газ, летучую золу, сажу и др. Задымление этими веществами ведет к ухудшению микроклимата города, увеличению числа туманов, снижению видимости, освещенности, ультрафиолетовой радиации. Загрязненные воздух раздражает дыхательные пути и вызывает их хроническое воспаление, создаются благоприятные условия для внедрения инфекции (туберкулез, пневмония). Выхлопные газы автотранспорта содержат соединение окиси углерода, окислы азота, углеводорода, канцерогенные соединения, пары свинца, сажа и сернистый ангидрид.

В черной металлургии выплавка чугуна и стали сопровождается выбросом пыль и различных газов. Металлургические комбинаты являются источниками загрязнения воздуха сернистым газом, пылью и окисью углерода. Коксохимические производства загрязняют атмосферный воздух пылью и смесью летучих соединений. Цветная металлургия является источником загрязнений атмосферного воздуха пылью, газами, мышьяком, свинцом - это придает им особую опасность. В угольной промышленности источником загрязнения являются отвалы пустой породы, которые вследствие самовозгорания выделяют сернистый газ, окись углерода, продукты смолистых веществ. Нефтедобывающая, нефтехимическая и химическая промышленность выделяют в атмосферу большое количество углерода, сероводорода и других газов. Источником загрязнения атмосферного воздуха в сельских местностях являются животноводческие и птицеводческие фермы, промышленные комплексы по производству мяса, энергические и теплосиловые предприятия, пестициды. Помещение для содержания скота и птицы в атмосферный воздух распространяют аммиак, сероводород и другие пахнущие газы.                             

Влияния загрязнения окружающей среды на здоровье.  В зависимости от природы и особенностей биологического действия загрязнителя, длительности и интенсивности его воздействия влияние на здоровье условно можно разделить на острое и хроническое.

Острое действие загрязнителей может проявляться лишь в особых ситуациях: в результате увеличения загрязнения окружающей среды обычными для данного населенного пункта загрязнителями или при временном появлении новых вредных веществ. Периоды повышенного загрязнения окружающей среды могут составлять дни или часы, что определяет степень осреднения материала для характеристики уровня загрязнения. В зависимости то особенностей биологического действия загрязнителя и дозы могут выявляться повышение смертности и общей заболеваемости населения, физиологические и биохимические сдвиги неспецифического характера в организме. Загрязнитель здесь играет роль провоцирующего фактора, так как подобные изменение в здоровье могут наблюдаться и под многих других факторов.

Типичным примером острого провоцирующего влияния атмосферных загрязнений являются случаи токсических туманов, возникавших в разное время в городах разных континентов мира. Токсические туманы появляются в периоды температурных инверсий с низкой ветровой активностью, т. е. в условиях, способствующих накоплению промышленных выбросов в приземном слое атмосферы. В периоды токсических туманов регистрировалось увеличение загрязнения, тем боле значительное, чем длительнее сохранились условия для воздушного застоя (3-5 суток). В периоды токсических туманов увеличивалась смертность лиц, страдающих хроническими сердечно-сосудистыми и легочными заболеваниями.

Хронические действия загрязнений окружающей среды на здоровье является наиболее частным вариантом неблагоприятного влияния. По характеру действия загрязнений окружающей среды можно выделить два подтипа: хроническое неспецифическое влияние загрязнений и хроническое специфическое действие, где загрязнитель играет роль этиологического фактора. Для первого подтипа характерно многообразие проявлений влияния веществ, относящихся к разным классам и различных по биологическому действию.

К типичным проявлениям специфического действия загрязнителей можно отнести болезни итай-итай, Минамата, Юшо , флюороз, бериллиоз , асбестоз.

5.К факторам окружающей среды, оказывающим постоянное воздействие на человека, относятся температура, влажность, движение, атмосферное давление, ионизация воздуха.

Температура. Гигиеническое значение температуры воздуха заключается в ее влияние на теплообмен организма. Значение имеет не только абсолютная величина температуры воздуха, но и амплитуда ее колебаний. В организме человека тепло образуется за счет окислительных процессов в клетках и тканях. Нормальное осуществление жизненных процессов происходит при постоянстве температуры тела. Существует три основных пути отдачи тепла в окружающую среду: испарение пота с поверхности кожи; отдача тепла излучением по направлению к более холодным предметам; конвекция за счет непосредственного нагревания слоев воздуха, прилегающих к телу.

Влажность. Водяные пары поступают в атмосферу в результате испарения воды из морей, океанов, озер и рек. В жилых помещениях дополнительным источником     влажности является испарение влаги с поверхности легких, кожи, при приготовлении пищи, стирке и сушке белья. Под влажностью понимают количество водяных паров, содержащихся в воздухе. Степень влажности воздуха определяется понятиями абсолютной, максимальной и относительной влажности. Влажность воздуха, как и температура его, существенно влияет на процессы теплообмена между организмом и окружающей средой. Повышенная влажность воздуха при высокой температуре его, снижает теплоотдачу вследствие уменьшения испарения пота с поверхности кожи человека и способствует перегреванию тела. При низких температурах высокая влажность увеличивает теплоотдачу и ускоряет переохлаждения организма. Движение воздуха. Движение воздуха увеличивает отдачу тепла за счет конвекции, так как нагретые слои воздуха из пододежного пространства выдуваются движущимися воздухом, а них место приходят более холодные слои. При высокой температуре воздуха ветер оказывает благоприятное влияние, способствуя лишнего тепла отдаче. В условиях низкой температуры ветер отрицательно влияет на организм, так как способствует большей отдачи тепла и увеличивает опасность переохлаждения. Нормы скорости движения воздуха определяются типом помещения. В жилых помещениях нормальной скоростью считается 0,1 м/с, спортивных залах – 0,5 м/с, а на производстве до -1-1,5м/с. Гигиеническое значение движения воздуха состоит и в том, что оно способствует вентиляции жилых кварталов и зданий, самоочищению атмосферы от поступающих загрязнений. Атмосферное давление.  Колебание   атмосферного давления на земной поверхности за сутки и по временам года незначительны и не заметны для здорового человека. Однако у больных людей перед переменой погоды обостряются боли, появляются невралгии, ноют старые раны. В городах атмосферное давление ниже, чем на равнине. Понижение давления сопровождается уменьшением парциального давления кислорода, что служит основой причиной появления так называемой высотной болезни.

6.Мероприятия по профилактике загрязнений атмосферного воздуха.

 Существует 4 группы мероприятий:

 1 гр. Законодательные («Об охране внешней среды», «Об охране атмосферного воздуха»).

2гр. Технологические мероприятия предусматривает следующее:

-замена вредных веществ в производстве безвредными или менее вредными. Например, перевод котельных со сжигания угля и мазута на газ.

-очистка сырья от вредных примесей, например, удаление серы из мазута.

-замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми. Например, перевод мельниц сухого помола   в цементной промышленности на мокрый помол, результате чего ликвидируется выброс пыли в атмосферу.

-замена пламенного нагрева электрическим (с точки зрения выделения вредных веществ).

-герметизация процессов, использование пневмо- и гидротранспорта при транспортировке пылящих материалов.

-замена прерывистых процессов непрерывными. Непрерывность технологического процесса исключает залповые выбросы загрязнений, что весьма характерно для прерывистых процессов.

3гр. В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающая учет «розы ветров», зонирование территории города, организацию санитарно-защитных зон, озеленение населенных мест, планировку жилых районов. При решении вопросов зонирования территории города большое значение придается «розе ветров» и рельефу местности. Обычно промышленные зоны размещают на хорошо проветриваемых территориях города подветренно по отношению к жилым районам.  Санитарно защитные зоны являются защитным барьером от промышленных выбросов. Наличие их позволяет в три раза снизить уровни концентрации вредных веществ                   в атмосферном воздухе, так как зеленые насаждения способны    сорбировать пылевые   загрязнения и некоторые газы.  Территория санитарно - защитной зоны должна иметь точную границу и правильную планировку. Ближайшую к магистрали                зону рекомендуется застраивать зданиями коммунально- бытового назначения, следующую – малоэтажными постройками, третью зону- зданиями повышенной этажности, а четвертую – детскими, лечебными учреждениями.

4гр. Специальными мерами по защите воздушного бассейна при помощи очистных сооружений являются санитарно-технические мероприятия.

Очистные сооружения для улавливания пыли условно можно разделить на 4 вида: сухие механические пылеуловители, аппараты фильтрации, электрические фильтры, аппараты мокрой очистки. Наибольшее распространение в практике получили сухие механические пылеуловители: пылеосадочные камеры циклоны, жалюзийные золоуловители.

 

                                                     Лекция №3.

Тема. Гигиена питания.

  План. 

  1. Предмет и задачи гигиены питания.
  2. Рациональное питание.
  3. Режим питания.
  4. Значение основных пищевых веществ.

1.Гигиена питания – это раздел гигиены, изучающий проблемы рационального питания и разрабатывающий мероприятия по обеспечению безвредности пищевых веществ. Гигиена питания включает основные положения физиологии и биохимии питания, витаминологии, микробиологии и эпидемиологии, гельминтологии, биологии и других научных дисциплин, имеющих отношение к проблемам питания.  Центральной задачей в области питания является его рационализация, основанная на современных достижениях науки с учетом изменившихся   условий жизни.

К современным приоритетам и проблемам гигиены питания относятся:

1.Изучение состояния фактического питания различных групп населения;

2.Оценка пищевого статуса и связь с состоянием здоровья;

3.Обоснование и реализация практических мероприятий по рационализации питания; разрабатывается принципы создания продуктов заданного химического состава, повышенной пищевой ценности, обогащенных витаминами, микроэлементами, белком, пищевыми волокнами.

4.Обеспечение качества продовольственного сырья и пищевых продуктов, то есть гарантированная безопасность и высокая пищевая ценность.

С ухудшением экологической обстановки связано загрязнение пищевых продуктов радионуклидами, токсическими элементами, пестицидами, антибиотиками, гормонами. Увеличиваются случаи таких заболеваний, как избыточная и недостаточная масса тела, атеросклероз, гипертоническая болезнь, язвенные болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Одной из причин возникновения этих видов патологий является резкое возрастание потребления концентрированных по белку, животному жиру, кристаллическим углеводам, дорогих и уточненных по вкусовым характеристикам продуктов питания.

2.Рациональное питание – это питание здорового человека, направленное на профилактику алиментарных заболеваний.

Рациональным называется питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ. Основными показателями рационального питания являются сбалансированность и правильный режим питание.

Сбалансированным называется питание, в котором обеспечены оптимальные соотношения пищевых и биологически активных веществ: белков, жиров, углеводов, минеральных элементов в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности и общего жизненного уклада, способных проявить в организме максимум своего полезного биологического действия.

В настоящее время установлено, что химический состав пищи может повышать устойчивость организма к действию различных токсических веществ и способствовать выведению их из организма.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище, сводятся к следующему: пища должна покрывать энергетические затраты организма в соответствии со степенью тяжести труда, возрастом, состоянием здоровья; содержать в достаточном количестве все пищевые вещества, необходимые для пластических целей и нормального течения всех физиологических процессов; должна вызывать аппетит, иметь приятный вкус, запах, внешний вид, создавать чувство насыщения; иметь соответствующую температуру; должна быть безвредной; питание должно быть сбалансировано по содержанию различных пищевых веществ; общая энергетическая ценность пищи должна правильно распределяться по отдельным ее приемам в течение дня.

3.Важным элементом рационального питания является правильный режим питания, под которым понимаются, кратность приема пищи в течение дня и количественное распределение пищи по отдельным ее приемам. Несоблюдение режима питания отрицательно сказывается на состояние организма. При этом возникают расстройства не только в пищеварительной системе, но отмечается неблагоприятное влияние на общее состояние организма.

Основными принципами рационального режима питания являются, учащение приемов небольших количеств пищи, полное исключение приемов большого количества пищи, исключение длительных промежутков между приемами пищи. При четырех или пятиразовом приеме пищи промежутки между приемами пищи не превышают 4-5 ч, в результате чего создается равномерная нагрузка на пищеварительный аппарат, обеспечивается высокое воздействие ферментов на пищу и наиболее полная обработка ее полноценными по переваривающей силе соками. Важное значение имеет поддержание выработанного рефлекса на выделение в установленное время активного желудочного сока, богатого ферментами.

Органы пищеварения нуждаются в отдыхе, которым является сон. Поздний ужин лишает секреторный аппарат отдыха, что приводит к перенапряжению и истощению пищеварительных желез. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 часа до отхода ко сну. При четырехразовом питании рекомендуется на завтрак 25%суточного рациона, на обед-35%, на полдник -15%, на ужин-25%.

4.Значение основных пищевых веществ.

Пища – является естественным источником основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), а также витаминов, минеральных  элементов, воды и других необходимых организму веществ.

Основное назначение белков -  построение клеток и тканей, необходимых для роста, развития (пластическая роль) и осуществления жизненных функций организма. Белки входят в состав иммунных тел, гормонов, ферментов. Недостаток белков в пище ведет к нарушению обмена веществ, анемии, снижению защитных сил организма, умственной отсталости.

Недостаток белка в организме приводит к развитию алиментарных заболеваний, таких как       Квашиоркор, что означает «болезнь ребенка, отнятого от груди» и переведенного на углеводистое питание с резкой недостаточностью животного белка. Вследствие общей недостаточности белков, жиров, углеводов и других пищевых веществ развиваются алиментарная дистрофия и маразм.

Излишек белков, особенно животного происхождения, ведет к повышению возбудимости нервной системы, способствует развитию   заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Источником белков являются многие продукты животного и растительного происхождения (мясо, рыба, молоко, творог, яйца, бобовые, хлеб и др.). В зависимости от этого белки делят на животные и растительные. Белки животного происхождения считаются полноценными и лучше усваиваются организмом, поскольку в них содержатся незаменимые аминокислоты, необходимые организму. Растительные белки являются менее ценными, но из них наибольшее количество полноценных белков в сое, горохе, фасоли, в ржаной муке. Белок считается полноценным, если в нем сбалансированы все незаменимые аминокислоты, а их всего 8 т.е. не синтезируются в организме человека. Суточная норма белка от 65 до 117.

Жир является для организма не только концентрированным источником энергии, но и пластическим материалом. Более 30% энергии в организме взрослого и около 50% у грудного ребенка образуется за счет окисления жиров, поступающих с пищей. Жиры улучшают вкусовые качества пищи, повышают ее питательную ценность и насыщение организма пищей. Различают животные и растительные жиры.

Жирные кислоты подразделяются на предельные и непредельные. Предельные жирные кислоты в большом количестве встречаются в составе животных жиров и с ними связывают повышение содержания в холестерина в крови. Непредельные жирные кислоты представлены в растительных маслах, в жире рыб и морских животных. При недостатке жира может быть: нарушение ЦНС, ослабление иммунной защиты, кожные поражения в виде дерматитов, экзем, поражение почек, органа зрения. Избыток жира приводит, к ухудшению усвоения других компонентов пищи, тормозит желудочную секрецию и затрудняет переваривание белков.

Углеводы – это основной источник легкоусвояемой энергии в организме. С их помощью поддерживается необходимая концентрация сахара в крови, регулируется обмен белков и жиров. Углеводы обладают свойством оберегать белки от расхода на энергетические цели, способствуя более полному использованию их по назначению. Основные источники углеводов- продукты растительного происхождения. Самый концентрированный источник углеводов – сахар.

В пищевых продуктах углеводы содержатся в виде простых и сложных соединений. К простым относятся моносахариды и дисахариды. К сложным относятся полисахариды.

Недостаток углеводов приводит к снижению уровня глюкозы в крови, нарушению энергетического обмена, распаду тканевых    белков, что в итоге приводит к истощению организма. Избыток ведет к накоплению излишнего жира, понижению сопротивляемости организма болезням, способствует развитию кариеса зубов, аллергизации организма.

Минеральные вещества – обязательный компонент пищи.

Функции минеральных веществ в организме:       

  • Участие в пластических процессах (построение костей скелета, зубной ткани);
  • Входят в состав ферментов;
  • Поддерживают кислотно-щелочное равновесие;
  • Поддерживают нормальный солевой состав крови.

Витамины – это органические соединения, необходимые организму в небольших количествах и обеспечивающие его нормальные физиологические функции. 

При недостаточном поступлении витаминов в организм развиваются гиповитаминозы, выражающиеся в понижении сопротивляемости организма, работоспособности. Полное отсутствие витаминов в составе пищи вызывает авитаминозы – заболевания с ясно выраженными симптомами. Такие состояния могут возникать также и при нарушении всасывания витаминов.

  Витамины делят на две группы: водорастворимые и жирорастворимые. К водорастворимым относятся аскорбиновая кислота, тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, и др., к жирорастворимым относятся ретинол, кальциферол, токоферолы, филлахиноны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция. №4

Тема: Гигиена жилища.

План: 1.Гигиеническое значение жилища.

           2.Гигиенические требования к естественному освещению.

           3.Гигиенические требования к искусственному освещению.

           4.Гигиенические требования к микроклимату жилищ.

  1. Гигиенические требования к отоплению.

           6.Воздушная среда и вентиляция жилых и общественных зданий.

1.В жилище человек проводит значительную часть своей жизни, поэтому хорошие   жилищные условия играют положительную роль в сохранении и укреплении его здоровья. Жилище должно быть сухим, теплым, просторным, хорошо освещаться, обеспечивать тишину, покой и отдых, иметь красивое оформление.    Минимальная высота помещения определяется средним ростом человека (1.7) плюс 1 м. то есть составляет 2,7 м. Жилая площадь на одного человека также является важным гигиеническим показателем. Минимальная норма жилой площади на человека составляет 12м в квадрате. При высоте помещения 2.7 – 3 м. такая площадь обеспечивает необходимый объем воздуха в жилище, а также позволяет разместить мебель и предметы быта. Глубина жилой комнаты не должна превышать 6,5м. Неблагоприятные жилищные условия повышают смертность и заболеваемость среди населения. Так, в перенаселенных жилищах легко передаются такие заболевания, как грипп, корь, скарлатина, дифтерия, коклюш и др. Проживания в сырых и холодных помещениях связывают с возникновением ревматизма, ангины и простудных заболеваний. Переуплотнение, недостаточная освещенность, шум, плохая внутренняя   отделка помещений способствуют ухудшению физико-химического состава воздуха и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие, снижают общую сопротивляемость организма и т.д. Участок, отводимый для строительства жилого дома должен быть удален от источников шума и загрязнения атмосферного воздуха.

2.Одним из важнейших условий планировки жилищ является хорошее естественное и искусственное освещение жилых помещений. Рациональное естественное освещение улучшает функцию зрения, увеличивает работоспособность, повышает жизненный тонус человека. Инсоляция помещений оказывает тепловое, бактерицидное действие. Под влиянием УФ лучей происходит образование провитамина Д.

Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным. Боковое освещение-  через световые проемы в наружных стенах, верхнее – через световые проемы в покрытии и фонари, а комбинированное – и в наружных стенах и покрытиях.

Естественное освещение в помещении зависит от ряда факторов:

  1. Ориентация окон по сторонам света. С гигиенической точки зрения целесообразна ориентация на юг и юго-восток.
  2. Размер и расположение окон. Расположение верхнего края окна ближе к потолку способствует более глубокому проникновению света в помещение. Ширина простенков не должна превышать 0,5м.
  3. Важное значение для освещенности имеют величина и количество окон, характер переплетов рамы. Наилучшими по форме являются прямоугольные окна.
  4. Глубина комнаты не должна превышать 6,5м
  5. Разрыв между зданиями, который должен быть не менее двойной высоты противоположного высокого здания.
  6. Качество стекол и степень их чистоты.
  7. Характер окраски стен и потолка. Светлые тона отражая свет, увеличивают освещенность.

Для характеристики естественной освещенности используют следующие показатели: световой коэффициент и коэффициент естественной освещенности.

 Для жилых помещений норма СК должна быть не менее 1/6-1/8.

Норма КЕО 0,5-0,7 %.

Инсоляция- облучение прямым солнечным светом является необходимым природным фактором, оказывающим оздоровляющее действие на организм человека и бактерицидное действие на микрофлору окружающей среды.

3.Недостаток естественной освещенности восполняется искусственными источниками света в виде люминесцентных ламп или ламп накаливания. Лампы накаливания относятся к источникам с тепловым излучением. Из общего количества электрической энергии, подаваемой на вольфрамовую нить только 7-12% превращается в свет, а остальная часть выделяется в виде тепловых лучей. Она не экономичная, влияет на микроклимат и спектр излучения желтовато – красного оттенка.

Люминесцентные лампы более экономичны, их спектр излучения приближается к спектру дневного света, создают рассеянный свет, не дают теней и не требует применения абажуров. Она представляет собой трубку из обычного стекла, заполненную парами ртути и аргоном. С обеих концов трубки впаяны электроды. При включении лампы в электрическую сеть между электродами возникает электрический ток, вызывающий УФ излучение. Под воздействием УФЛ начинает светиться люминофор, которым покрыта внутренняя поверхность трубки.

 Существует две системы искусственного освещения:

-система общего освещения;

-система комбинированного освещения (общее и местное на рабочих местах).

 Искусственное освещение жилых помещений должно отвечать определенным требованиям. Оно должно быть достаточным, равномерным в пространстве и без блескостей и теней. Наименьшая освещенность в жилой комнате должна быть при лампах накаливания 75 лк, люминесцентных лампах- 100лк.

 

Различают светильники 3-х видов.

Светильники прямого света 90% светового потока направляет вниз. Создают большую освещенность определенной поверхности, но резкие тени за ее пределами. Их не рекомендуется использовать жилых помещений.

Светильники рассеянного света равномерно рассеивает световой поток во все стороны. Эти светильники для освещения жилых и общественных зданий.

Светильники отраженного света направляют 90% светового потока вверх, который затем отражается от потолка, рассеивается и создает равномерное освещение.

 

  1. Микроклимат жилищ представляет собой комплекс метеорологических условий в помещении: температуры, влажности, подвижности воздуха и температура ограждающих поверхностей помещений. Микроклимат должен способствовать укреплению здоровья, нормальному осуществлению всех жизненных процессов организма. Для нормальной жизнедеятельности человека необходим благоприятный температурный режим.

Зимой оптимальная температура в помещениях должна быть 18-20С.При этом разница между температурой комнатного воздуха и внутренней поверхностью стены не должна превышать 3-5С. В течении суток допускается колебание температуры воздуха при печном отоплении в пределах 4-6С и при центральном 2-3С, колебания температуры по вертикали не превышали 2,5С и по горизонтали 2С. Относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, а подвижность воздуха не должна превышать 0,2-0,3 м\с.

  1. Поддержание нормального микроклимата в зимнее время года осуществляется с помощью различных систем отопления. К отопительной системе помещения предъявляются следующие гигиенические требования. Она не должна служить источником загрязнения воздуха помещений запахами, дымом, сажей, газами и т.д. Также не должна служить источником загрязнения помещения топливом и золой, она также должна быть безопасной в пожарном отношении.

Различают два вида отопления: местное и центральное.

К местному отоплению относят печное и газовое отопление, т.е. такое, при котором топливник и нагревательный прибор находятся в одном сооружении и размещаются в обогреваемом помещении. Недостатки:

  • неравномерность распределения температуры в обогреваемом помещении и значительные колебания ее в течении суток
  • возможность загрязнения воздуха жилища дымом, а помещения золой и топливом.
  • Пожарная опасность

При центральном отоплении топливник устраивают отдельно от нагревательных приборов, находящихся в помещениях, образующееся в топливнике тепло нагревая теплоносителя, распространяется с ней в нагревательные приборы.

В зависимости от теплоносителя отопления бывает водяным, паровым или воздушным. Центральное отопление освобождает жильцов от забот, связанных с топкой, обеспечивает равномерный микроклимат, не загрязняет жилых помещений и безопасно в пожарном отношении.

6.В результате жизнедеятельности людей изменяются физико-химические свойства воздуха жилых и общественных зданий. Поэтому для создания оптимальной воздушной среды в помещениях используют вентиляцию- замещение загрязненного воздуха помещения чистым наружным воздухом. Различают естественную и искусственную вентиляцию. Под естественной вентиляцией понимают обмен комнатного воздуха на наружный через форточки, фрамуги, вентиляционные каналы, который осуществляется под влиянием разницы температур наружного и комнатного воздуха, а также вследствие разницы давлений. 

В помещениях где предусматривается длительное пребывание людей или происходит сильное загрязнение воздуха оборудуют механической искусственной вентиляцией. Она может быть приточной, вытяжной или приточно-вытяжной.

Приточная вентиляция обеспечивает поступление свежего воздуха, а загрязненный удаляется через форточки и фрамуги.

Вытяжная вентиляция удаляет воздух из помещения, а приток чистого воздуха осуществляется через окна.

При приточно-вытяжной вентиляции атмосферный воздух в помещение засасывается вентилятором и после очистки, подогрева и увлажнения подается через приточные каналы в верхнюю зону помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             ЛЕКЦИЯ №5.

                                   ТЕМА: ГИГИЕНА ВОДЫ И ВОДОСНАБЖЕНИЯ.

ПЛАН:

1.Физиологическое, гигиеническое и эпидемиологическое значение воды.

2.Гигиенические требования к качеству питьевой воды.

  1. Гигиеническая характеристика источников водоснабжения.
  2. Гигиеническая характеристика методов улучшения качества питьевой воды.

1.Вода является одним из важнейших элементов окружающей среды, жизненно необходимым человеку и оказывающим влияние на его здоровье. Тело человека на 65-70% состоит из воды. При потере воды до 10% отмечаются резкое беспокойство, слабость, тремор конечностей.  Она- универсальный растворитель многих веществ, в водной среде протекает физико-химические реакции, связанные с обменом веществ. С ней осуществляются транспорт пластических и энергетических материалов и выведение из организма вредных продуктов обмена. Испаряясь с поверхности кожи и органов дыхания, вода участвует в терморегуляции.

Велико и гигиеническое значение воды. Она необходима для поддержания чистоты тела, стирки белья, приготовления пищи и мытья посуды, поддержания чистоты жилищ и общественных зданий, удаления нечистот путем канализации, для поливки улиц и зеленых насаждений. Воду используют в целях закаливания организма.

Эпидемиологическое значение воды заключается в том, что при наличии в питьевой воде возбудителей инфекционных заболеваний, она может стать источником их распространения. Водным путем передаются возбудители кишечных инфекций (брюшной тиф, дизентерия, холера), вирусных (вирусный гепатит А, полиомиелит) и зоонозных болезней (лептоспирозы, туляремия, бруцеллез), а также гельминты.

Для того, чтобы, возможность распространения инфекционных заболеваний через воду стала реальной, необходимо одновременно 3х условий.

Первое условие- возбудители заболеваний должны попасть в воду источника водоснабжения.                                                                                                               Второе условие- патогенные микроорганизмы должны сохранять жизнеспособность в водной среде в течение длительного времени.

Третье условие- возбудители инфекционных заболеваний должны попасть с питьевой водой в организм человека.

  1. Вода, используемая населением для хозяйственно-бытовых целей, должна отвечать следующим гигиеническим требованиям:

а) обладать хорошими органолептическими свойствами и освежающим действием, быть прозрачной, бесцветной, без неприятного запаха или привкуса;

б) не содержать избытка солей и токсических веществ, способных оказать вредное воздействие на организм человека;

в) не содержать патогенных возбудителей, яиц и личинок гельминтов.

Эти требования нашли отражение в стандарте на качество питьевой воды, подаваемой населению водопроводами ГОСТ 2874-82. 

По ГОСТу нормируются 3 показатели воды:

  • органолептические;
  • химические;
  • бактериологические.

К органолептическим свойствам относятся прозрачность, цветность, вкус и запах. Эти свойства воспринимаются органами чувств человека и поэтому, называются органолептическими.

Прозрачность воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц. Питьевая вода должна быть такой, чтобы через слой ее в 30 см можно было прочесть печатный шрифт определенного размера.

Цветность вызвана наличием вымываемых из почвы гуминовых веществ. Окраска воды также может обусловливаться размножением водорослей в водоеме, загрязнением водоема сточными водами.

Вкус и запах питьевой воды обусловлены наличием в воде органических веществ растительного происхождения, сообщающих воде землистый, травянистый, болотистый запах и привкус. Также причиной запаха и привкуса может быть загрязнение промышленными сточными водами, наличие большого количества растворенных в них минеральных солей.                                            Природные воды по химическому составу могут различаться между собой. При наличии в воде железа ухудшаются физические свойства воды. Она становится мутной, приобретает желтовато- бурую окраску, металлический привкус, вызывает образование в водопроводных трубах железобактерий.

Наличие солей кальция и магния обусловливают жесткость воды. В жесткой воде образуются нерастворимые хлопьевидные осадки кальциевого и магниевого мыла, которые закупоривают поры кожи, вызывая сухость и раздражение. В такой воде плохо разваривается мясо, овощи и бобовые, плохо настаивается чай. Кроме того, она способствует образованию накипи в котлах.

Воды, содержащие хлориды в количестве, превышающем 350-500 мг/л имеют солоноватый привкус и неблагоприятно влияют на желудочную секрецию. Сульфаты в количестве, превышающем 500мг/л придают воде горько-соленый вкус.  Фтор в небольших количествах, способствует развитию и минерализации костей и зубов. При содержании в воде больше 1,5 мг/л фтора возникает флюороз. При пониженном содержании фтора может развиваться кариес зубов.

Присутствие в воде токсичных веществ связано со сбросом в водоем промышленных сточных вод.

Бактериологические показатели воды. Исследование воды с целью выявления патогенных микроорганизмов- сложный и длительный процесс. В связи с этим используют косвенные бактериологические показатели. Чем меньше вода загрязнена кишечной палочкой, тем меньше она опасна в эпидемиологическом отношении. Поскольку КП поступает в воду с испражнениями человека и животных, ее повышенное содержание сигнализирует о фекальном загрязнении воды и, следовательно, о возможном наличии в ней патогенных микроорганизмов.

Бактериологические показатели воды выражают величинами коли- титра, коли- индекса и микробного числа.

Коли-титр-это наименьшее количество воды, в котором обнаруживается 1 КП. Чем ниже коли-титр, тем сильнее фекальное загрязнение воды. Норма 300мл.

Коли-индекс- число КП, содержащихся в 1л воды. Норма не более 3 КП.

Микробное число- число сапрофитных бактерий в 1 мл водопроводной воды. Норма не более 100.

  1. В практике водоснабжения используют подземные воды и открытые водоемы.

Подземные воды образуются за счет фильтрации атмосферных осадков через почву. Различают 3 вида подземных вод:

-почвенные;

-грунтовые;

-межпластовые.

Почвенные воды лежат у самой поверхности земли. В период снеготаяния и обильных дождей их количество увеличивается. Постепенно часть воды просачивается в почву, а часть испаряется, поэтому она не может быть источником постоянного водоснабжения.

Подземные воды, скапливающиеся на первом от поверхности земли водоупорном пласте, называется грунтовыми.  Глубина залегания грунтовых вод колеблется от 1-2 м до нескольких десятков метров. Грунтовые воды прозрачны, без микробов, богаты минеральными солями. Если почва загрязняется отбросами и нечистотами, то существует опасность заражения грунтовых вод возбудителями заболеваний. 

Воды, находящиеся между двумя водонепроницаемыми пластами, называются межпластовыми. Питание межпластового водоносного горизонта происходит в местах выхода его на поверхность. Часто межпластовая вода заполняет все пространства между водоупорными слоями и если прорезать ее кровлю трубчатым колодцем, то вода в нем поднимается, а в некоторых случаях даже изливается фонтаном на поверхность земли. Глубина залегания межпластовых вод от 15м до нескольких метров. Эти воды имеют стабильный минеральный состав, прозрачные, бесцветные, температура 5-12С, свободны от микробов.

Подземные воды могут самостоятельно выходить на поверхность земли. Это- родник. Родники могут быть образованы как грунтовыми, так и межпластовыми водами.

Поверхностные водоисточники разделяют на естественные водоемы (реки, озера, пруды) и искусственные (водохранилище, каналы).

Физические, химические и бактериологические свойства речной воды зависят от санитарного состояния реки и расположенных по берегам населенных пунктов и промышленных предприятий.

  1. Различают местное и централизованное водоснабжение.

Местное водоснабжение, когда потребитель берет воду непосредственно из водоисточника. Такое водоснабжение менее благоприятно в санитарном отношении. Централизованное водоснабжение, когда вода подается потребителю в дома по сети трубопроводов.

Наиболее часто применяют следующие методы улучшения качества воды:

-осветление (устранение мутности);

-обесцвечивание (устранение цветности);

-обеззараживание (освобождение воды от возбудителей заболеваний).

Очистка воды, т.е. осветление и обесцвечивание, состоит из следующих этапов: отстаивание, коагуляция и фильтрация.

 Процесс отстаивание воды осуществляется в специальных отстойниках. Принцип их действия основан на том, что благодаря замедленному протеканию воды через узкое отверстие на дно отстойника оседают более крупные частицы. Этот процесс длится 4-8 ч. При этом мелкие частицы и микроорганизмы не успевают осесть.

С целью ускорения осаждения взвеси и повышения его эффективности проводится коагуляция воды. Для этого в воду добавляют коагулянт (сульфат алюминия), который вступает в реакцию с бикарбонатами кальция и магния воды и образует хлопья гидроокиси алюминия. Мелкие частицы, прилипают к поверхности коагулянта и оседают. Это способствует улучшению прозрачности и уменьшению цветности воды.

Следующая стадия очистки воды является фильтрация.  В процессе фильтрации вода освобождается от взвешенных частиц, микрофлоры и яиц гельминтов. Фильтр представляет собой железобетонный резервуар, на дне которого устроен дренаж из ж/б плиток, отводящими профильтрованную воду. Поверх дренажа загружают поддерживающий слой щебня и гравия, препятствующий просыпанию песка в отверстия дренажа. На гравий укладывают фильтрующий слой песка толщиной около 1м.

Для полного исключения эпидемической опасности водопроводную воду после фильтрации обеззараживают. В соответствии с ГОСТом доза хлора должна быть такой, чтобы после обеззараживания в воде содержалось 0,3- 0,5 мг/л свободного остаточного хлора. Это количество остаточного хлора свидетельствует о завершении процесса обеззараживания.                                                       

                                                                       

            

 

 

ЛЕКЦИЯ №6.

ТЕМА: Санитарное просвещение. Экология как наука.

ПЛАН: 1. Санитарное просвещение, цели и задачи.

  1. Методы и средства СП.
  2. Экология как наука.

 

1.Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.

 Комплекс санитарно-просветительных мероприятий, имеющих своей целью сообщение углубленных санитарно-гигиенических знаний, умений дифференцированным группам населения, объединенным по профессиональному, возрастному или другому признаку, называется гигиеническим обучением и воспитанием.

В задачи санитарного просвещения входит убедить человека:

- принимать решения, направленные на улучшение индивидуального и коллективного здоровья и условий окружающей среды;

- научиться здоровому образу жизни и соблюдать его;

- использовать находящиеся в его расположении службы здравоохранения.

СП является обязательным разделом работы всех ЛПУ, служебным долгом всех медицинских работников.

Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью.

В санитарно-просветительной работе ЛПУ выделяют 3 звена:

1) санитарное просвещение в поликлинике;

2) СП в стационаре;

3) СП на участке.

СП в работе поликлинических учреждений – это усиление профилактической деятельности, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения.

Гигиеническое воспитание здоровых имеет целью сохранение и укрепление их здоровья. Программа медико- гигиенической информации для них предусматривает пропаганду ЗОЖ: гигиенические советы относительно труда, отдыха, питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Санитарное просвещение больных имеет целью выработать у них навыки адекватного, правильного гигиенического поведения, способствующего скорейшему выздоровлению или облегчению течения заболевания.

Цель СП работы в стационаре- повысить эффективность лечебных и профилактических мероприятий привитием больному необходимых гигиенических навыков.

СП в стационаре дает информацию:

о правильном гигиеническом поведении во время пребывания в больнице, особенно после выписки для предупреждения прогрессирования заболевания. При этом важно учитывать потребность больного получить максимум информации о своем заболевании и состоянии. В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительное оформление приемного отделения, отделений и холлов для посетителей.

СП на участке складывается из санитарного просвещения:

- больных и их родственников при посещениях на дому;

- всего населения обслуживаемой территории (информация населения о профилактических и оздоровительных мероприятиях, проводимых поликлиникой и гигиеническое воспитание населения, направленное на привитие навыков ЗОЖ.

 

2.Методы СП группируются по виду передачи информации. Различают следующие методы:

а) индивидуального воздействия;

б) воздействия на группу лиц;

в) массовой коммуникации.

СП, осуществляемое указанными методами, подкрепляется наглядными, печатными и прочими средствами санпросвещения.

Гигиеническое воспитание использует методы:

- устной, печатной и изобразительной пропаганды.

Метод устной пропаганды, его средства-беседы, дискуссия, конференции, доклады, лекции и курсовые занятия, телепередачи.

Метод печатной пропаганды включает использование книг, брошюр, санитарных бюллетеней, памяток, плакатов, листовок, лозунгов.

Метод изобразительной пропаганды- выставки, музеи-выставки, демонстрационный материал.

Технические средства обучения: технические средства информации, слайды, таблицы, муляжи, видеофильмы, интернет, компьютерно-видео-аудио-конференции и др.

 

  1. Экология (от греч. Ойкос-жилище) – это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания. Термин «экология» впервые ввел в 1886 году немецкий ученый – биолог Эрнест Геккель.

В процессе длительной эволюции в живой природе была создана развивающаяся система- биосфера- наружная земная оболочка, охваченная жизнью. Сюда входят часть атмосферы до высоты 25-30км (до озонового слоя), практически вся гидросфера и верхняя часть литосферы (земная кора) примерно до глубины 3 км. Особенностью этих частей является то, что они населены живыми организмами.

Биосфера, являясь экосистемой, состоит из абиотической и биотической части.

Абиотическая часть представлена:

1) почвой и подстилающими ее породами до глубины, где в них есть живые организм;

2)  атмосферным воздухом до высот, на которых возможны еще проявления жизни;

3) водной средой океанов, рек, озер и т. п.

Биотическая часть состоит из живых организмов.

 Биосфера является основой жизни человека и предпосылкой создания материального производства как фундамента существования общества.

С возникновением общества и развитием производства, техники, науки биосфера переходит в ноосферу (сферу разума), часть планеты, охваченную разумной, осознанной человеческой деятельности. Ноосфера постоянно расширяется. Это связано и выходом человека в космос и с освоением недр Земли. В связи с непрерывным развитием и расширением материального производства значительно увеличивается масштаб вмешательства человека в естественную среду обитания, при этом часто наносится значительный ущерб биосфере, нарушается естественное экологическое равновесие.  В результате чего ускоряются некоторые природные процессы, которые все более удаляют природу от ее первоначального состояния.

Хищническое отношение человеческого общества к природе, игнорирование ее законов, привело к возникновению огромного числа экологических проблем, некоторые из них приняли глобальный характер. Н: изменение климата Земли на основе усиления тепличного эффекта, замусоривание космического пространства, ослабление озонового экрана земли, загрязнение атмосферы с образованием кислотных осадков, сокращение площади лесов и т.д.

Поэтому перед экологией сейчас стоит задача определения допустимой меры воздействия на природу с целю сохранения ее в качестве необходимой биологической системы, пригодной для существования человечества.

 

 

 

 

Напишите нам

Рабочий день

пн - пт 08:00-17:00

обед 12:00-13:00

выходной: сб.вс.

Абитуриентам

УВАЖАЕМЫЙ АБИТУРИЕНТЫ!

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В БИШКЕКСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ!

Контактные данные

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+(312) 30 09 08

+(000) 30 10 84 

Скачать шаблоны Joomla 3.9.